Детский сад №467 "Матрешка"

Не слушается или не слышит?

 

 Одной из самых распространенных проблем в детском воспитании является игнорирование родительских просьб. Как говорить с ребенком так, чтобы он вас услышал? Вот несколько простых правил:

Сначала обратите на себя внимание, а потом говорите. Внимание ребенка, как и другие психические процессы, пока находится в процессе развития. Если ребенок занят игрой или другим увлекательным занятием, ему сложно самому переключить свое внимание на что-либо другое. Позовите ребенка по имени, скажите: «Посмотри на меня», и только после того, как Вы убедились, что он готов Вас слушать, можно с ним разговаривать.

Говорите кратко и точно. Восприятие ребенка очень конкретно, поэтому не используйте намеков и косвенных просьб. Если ребенку сказать: «Ты можешь встать с дивана?», то он задумается о возможности этого действия вместо того, чтобы просто встать. Кроме того, длинные нравоучения и морали затрудняют для ребенка восприятие главного: что нужно сделать. Да и сам монолог ребенок усвоить не в состоянии.

Говорите на языке ребенка. Общаться с ребенком нужно на доступном для него уровне. Например, можно слегка обыграть ситуацию: «Давай уложим игрушки спать в свою коробочку».

Лучше один раз увидеть. У ребенка-дошкольника лучше развито зрительное восприятие, чем слуховое. Поэтому иногда будет лучше показать ребенку, что нужно сделать («смотри, какая лужа в ванной, вот тряпка, вытри ее»), чем рассказать об этом.

Придется напомнить. Объем памяти у дошкольника почти в 2 раза меньше, чем у взрослого человека. Поэтому ребенку бывает бессмысленно говорить: «Когда закончится мультик, убери игрушки». Ребенок вряд ли запомнит это, Вам все равно придется напомнить ему об уборке после окончания мультфильма. Однако с точки зрения воспитания ответственности и умения доводить начатое дело до конца, бывает полезно сделать предупреждение о предстоящей уборке (или другом мероприятии) и дать закончить то, чем ребенок в данный момент занят.

Каждую команду выдавайте поэтапно. Не говорите: "Ты почему не разуваешься? Разувайся, иди мой руки и садись ужинать" - это целый список последовательных команд: а) разуться, пойти в ванную; б) открыть кран; в) взять мыло; г) вымыть руки; д) вытереть руки; е) выключить кран; е) пойти в кухню; ж) сесть на стул и т. д. Скажите иначе: "Иди и разуйся". И только когда он выполнит первое распоряжение, сообщите следующее.

Общайтесь в диалоге. Если Вы не имеете возможности проконтролировать каждый пункт выполнения задания, узнайте у ребенка, все ли ему понятно, дайте возможность задать вопросы. Если это необходимо, попросите повторить все пошагово.

Разговаривайте с ребенком мягко и вежливо. Самый быстрый способ заставить ребенка не обращать на вас внимания - это использовать такие разновидности коммуникации, как критика, приказы, нотации, навязывание своего мнения, осуждение, запугивание, крик. Ведь если родитель общается с ребенком только с негативом, то у ребенка возникает психологический барьер в отношении этого родителя, который защищает его психику от негативного воздействия. Другими словами, ребенок перестает реагировать на родителя. Спросите себя, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами, если бы вы были ребенком, и используйте такой образец общения.

Будьте сами внимательным слушателем. Спросите себя: «Всегда ли я выслушиваю своего ребенка, не прерываю и не критикую его?» Ребенок не сможет стать внимательным слушателем, если ему будет не у кого этому учиться. Поэтому убедитесь, что вы сами как внимательный слушатель служите примером того, что требуете от ребенка.

 

Педагог-психолог

Филинова Виктория Леонидовна

Дата последнего обновления страницы 22.01.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»