Детский сад №467 "Матрешка"

Приучаем детей к порядку

 

 

 

Каждому человеку нравятся чистота, порядок и аккуратность. Нас привлекают аккуратные люди и чистый дом, однако не все люди умеют содержать порядок. И подавляющее большинство родителей хотят вырастить своего ребенка так, чтобы он умел создавать вокруг себя комфорт, порядок и уют, особенно этим вопросом озабочены родители девочек, ведь именно им в будущем в первую очередь придется организовывать быт.

Как же воспитать в ребенке аккуратность, как приучить к порядку, и при этом сделать так, чтобы ему это нравилось, и он не воспринимал наведение порядка как тягостную повинность?

Основным условием развития в ребенке аккуратности и любви к порядку, как бы это ни было банально, является пример родителей. Если сами родители любят порядок и умеют его поддерживать, то для ребенка это будет безоговорочным условием комфортного существования. Ведь родительская семья для ребенка - это та точка отсчета, тот эталон, с которым он сравнивает все, что встречается ему в жизни. Ребенок учится жить именно в таких условиях, какие существуют в семье, именно к ним он адаптирует свое развитие.

Родители не только следят за чистотой вокруг ребенка, но и за чистотой самого ребенка. И аккуратность, как качество характера, начинается с собственной чистоплотности: насколько ребенок привык и стремится к чистоте собственного тела, одежды, здоровой пище. Так чистота и порядок «поселяются внутри самого ребенка», а потом начинает распространяться вокруг него.

В развитии положительного отношения к наведению порядка и уборке важна эмоциональная составляющая процесса воспитания в ребенке этих качеств. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен к самостоятельной уборке или поддержанию порядка в своих вещах. До семилетнего возраста ему понадобится помощь, совместная деятельность с родителями, а в каких-то моментах ребенок и вовсе способен только занимать наблюдательную позицию.

Поэтому в этом возрасте ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься уборкой самостоятельно и требовать от него безупречного выполнения такого задания.

Кроме того, дети даже в более старшем возрасте не всегда могут адекватно оценить результат своей работы. Ребенок будет настаивать на том, что он уже все убрал, а когда вы придете посмотреть, окажется, что мало что изменилось после его уборки. И ругать за это ребенка бесполезно. Ему просто надо показать и помочь, наказания и ругань за то, к чему ребенок еще не способен, приводят к нежеланию больше когда-либо заниматься уборкой. А саму уборку он начинает воспринимать как что-то непосильное, сверхсложное и невыполнимое.

 

Для того чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к поддержанию порядка и наведению чистоты, необходимо, чтобы эти мероприятия у него ассоциировались с чем-то хорошим, сопровождались положительными эмоциями. Больше всего в жизни дети любят играть, в игре они развиваются, обучаются. В игре же их можно и воспитывать. Если домашнюю уборку обыграть, то она окажется очень интересной для маленького помощника. А обыгрывание может быть совершенно разным, начиная с игры в Золушку и заканчивая борьбой с «микробными монстрами».

Большинство маленьких детей не нуждаются в дополнительной мотивации для того, чтобы участвовать в домашних делах. Однако проявляя инициативу, часто встречаются с неодобрением родителей. Почему-то мама начинает сильно нервничать и ругаться, когда ребенок хочет вместе с ней помыть посуду, пропылесосить или полить цветы. «Не лезь!», «Не трогай!» «Разольешь!», «Опрокинешь!», «У тебя не получится, ты еще маленький». Таким образом гасится детская инициатива, пропадает интерес и желание заниматься домашними делами с мамой или без нее. Ведь никакой ребенок не хочет огорчать маму, тем более злить.

Когда малыш проявляет инициативу и интерес к домашним делам, поддержите его, создайте условия для посильного труда. Постарайтесь сделать так, чтобы сам процесс уборки понравился ребенку, стал ему интересен. Если что-то не получается, помогите, покажите, как лучше сделать. И обязательно похвалите его, порадуйтесь тому, что ваш малыш готов и хочет вам помогать.

Некоторые элементы уборки рационально включить в режим дня, чтобы ваш малыш постепенно понимал, что наведение порядка – это обычные каждодневные действия, такие же, как мытье рук, дневной сон или другие режимные моменты, а вовсе не какое-то грандиозное событие, к которому нужно готовиться целую неделю.

И главное, не торопитесь. Не требуйте от ребенка больше того, с чем он способен справиться. Начиная с 2 – 3 лет, детям можно давать отдельные поручения. Поручения эти должны быть разные, ведь никому не интересно все время делать одно и то же. С возрастом они должны усложняться в соответствии с возможностями ребенка. Полезно предоставлять малышу выбор: «Что ты будешь делать, протирать пыль или поливать цветы?» Такой подход не только мотивирует ребенка, но и развивает.

Только начиная с 7 лет, дети могут иметь постоянные домашние обязанности и нести ответственность за их выполнение. Самостоятельно наводить порядок в своей комнате и нести ответственность за качество дети способны только в подростковом возрасте, примерно с 12 лет.

Будьте терпеливы и последовательны и у вас все получится.

 

 

Педагог-психолог Филинова В.Л.

Дата последнего обновления страницы 22.01.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»